Головная боль напряжения

Головная боль напряжения (ГБН) – первичная головная боль, один из самых частых видов головной боли (наравне с мигренью). Первичными боли называются тогда, когда сама ГБ является основным заболеванием

Частота встречаемости

По моему убеждению, так или иначе с головной болью сталкивались все люди, хотя официальная статистика говорит, что это лишь 90% от общего числа.

Как болит голова при ГБН

• чаще болит умеренно, со слабой или средней интенсивностью.
  •  чаще это двусторонняя боль.
  • боль носит характеристики сжимающей или давящей: «доктор, у меня такое ощущение, что на меня каску надели или стянули обручем».
  •  Длительность приступа от 20 минут до нескольких дней. Пугающим является факт, когда голова болит, например, семь дней подряд, люди не знают, что с этим делать. Особенно, если такая ситуация случилась впервые.
  • тошнота или рвоте нехарактерна, хотя иногда встречается.
  • повседневная физическая активность чаще всего возможна и не вызывает усиления боли.

Головная боль напряжения может быть установлена, когда все иные причины головной боли исключены. Требуется соотнести жалобы и анамнез пациента с критериями постановки диагноза. Мы используем 3 классификацию (самая последняя) Европейского общества по изучению головной боли.

Механизмы ГБН

Механизмы развития головной боли:

• Перенапряжение мышц шеи и головы
  • Психоэмоциональный стресс
  • Снижение болевого порога и неадекватная работа противоболевой системы организма.

Пункты один и два вам могут показаться чем-то обыденным, возможно даже отчасти заезженными и избитыми, но по факту – это реальные основные механизмы. Наша голова, а именно скальп, не имеет мышц и представлен соединительной тканью. При перенапряжении мышц шеи он просто стягивается назад, вызывая боль.

Стресс запускает этот механизм, т.к. мышцы шеи лишь частично подчиняются обычному, осознанному двигательному контролю. Непроизвольные мышечные сокращения возникают под действием стресса. Это похоже на реакцию кошки при виде собаки – мышцы напрягаются, кошка изгибается дугой. Но в отличие от животного люди не могут расслабиться и за несколько минут вернуться в прежнее состояние.

Ситуация с хроническим, длительным психоэмоциональным перенапряжением сильно осложняет ситуацию.

Очень часто ГБН сочетается с тревожно-депрессивными расстройствами и требуется лечить оба состояния.

Все это формирует некий «ком» проблем, возникает порочный круг, где каждое звено усиливает друг друга.

В зависимости от частоты приступов выделяют 2 вида ГБН: эпизодическую и хроническую. Хронической боль называется тогда, когда она беспокоит человека более 15 дней в месяц. По опыту скажу, что часто голова болит у людей 25-30 дней в месяц и многие считают это нормой. Естественно, это не так.

Как проходит лечение головных болей в Санкт-Петербурге, в Смарт Клиник?

По пунктам.

• Самое важное – это установить контакт с человеком, расположить к себе и использовать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Необходимо разъяснить, что ГБН заболевание доброкачественное и с ним можно работать. Также в рамках осмотра могут быть применены мягкие мануальные техники, расслабление мышц, а за одно и самого человека. Часто мы можем просто поговорить «про жизнь» — не из праздного любопытства, а просто чтобы лучше понять пациентка, как и чем он живет, какой уровень стресса у него и т.д.
    • Лечение таблетками – эффективно. Это, пожалуй, одно из немногих заболеваний, когда реально фармакотерапия работает на 5 с плюсом. Оно делиться на 2 направления: лечение приступа ГБ и профилактика ГБ. Для лечения приступа применяются обычные анальгетики, типа ибупрофен. Для профилактики чаще всего антидепрессанты, т.к. имеется тесная взаимосвязь с эмоциональной сферой и работой нейромедиаторов. Дополняется терапия и б-блокаторами.
    • Немедикаментозная терапия. Позиция доказательной медицины в этом вопросе на уровне С, т.е. рекомендации отдельных сообществ и экспертов. Например, мы в зависимости от пациента и его запроса можем применять различные методы. Иногда это ударно-волновая терапия по триггерам шеи, иногда рефлексотерапия. Если человек отмечает хороший эффект от массажа – почему бы его не подключить к лечению? Особенно хорошо работает у женщин. Главное – помочь.

Все это принципиально важно поэтому пункт и стоит под номером один: контакт и разъяснение.

Исходя из сказанного становиться понятно, что прием по головной боли не может длиться 10-15 минут. На понимание проблемы требуется время.

Дневник головной боли

Процесс лечения головной боли, особенно хронической, очень долгий и трудный. Отдача требуется как от врача, так и от пациента. Объективная оценка количества и силы приступов головной боли – первоочередная задача. Для этого во всех клиниках мира применяется так называемый дневник головной боли.

Естественно, мы не можем обойтись без него, ведь такая прицельная работа всегда вознаграждается пониманием со стороны наших пациентов и более высокой приверженностью к лечению, а значит и его высокой эффективностью.

Мы рекомендуем все нашим пациентам вести такой дневник, а тем, кто только собирается прийти на прием – начать его вести самостоятельно, хотя бы в течение 1-2 недель.

Вы можете скачать его и распечатать просто нажав на кнопку ниже абсолютно бесплатно.

Скачать дневник

Почему МРТ и УЗИ сосудов шеи не эффективны для диагностики ГБ?

(в большинстве случаев)

Потому что мы не можем найти там реальных причин головной боли. Эти методы могут быть использованы, чтобы исключить какую-то вторичную причину ГБ. Например опухоль, инсульт, выраженную венозную дициркуляцию и проч. Все исследования желательно проходить после консультации у врача.

Капельницы и «сосудистые» препараты, различные ноотропы\мексидолы и прочие фантазии Российских фармфирм – не эффективны, т.к. причина ГБ не в сосудах. Их эффективность — уровень плацебо.

Основные принципы лечения:

• Не терпеть боль. Купировать приступ. Вести дневник. Работать над профилактикой и стремиться не дать хронизироваться головной боли. С хронической болью работать намного сложнее.
    • Хроническую боль лечить реальными препаратами типа противоболевых антидепрессантов, б-блокаторов, антиконвульсантов по присмотром врача.
    • Сочетать лечение с немедикаментозными методами терапии.

Берегите себя.

Надеюсь, ваша голова будет болеть меньше уже от прочтения этого текста. Но если что, наша клиника готова вам помочь.