Мигрень

Это болезнь, которая проявляется интенсивными приступообразными чаще односторонними головными болями, пульсирующего и давящего характера и локализуется в области лба, виска, вокруг глаза. Приступ обычно сопровождается тошнотой, повышенной чувствительностью к дневному свету и звукам, боль усиливается от обычной физической активности.

Пациентам при таких болях необходимо тихое, темное помещение, чтобы не усиливать головную боль. Приступ длится в среднем от 4 до 72 часов (без медикаментозной помощи).

Учитывая высокое развитие медицины как науки, учёным не до конца известны причины возникновения мигрени, но существуют теории, старающиеся объяснить появление приступов. Предполагается, что значительную роль в этом играют генетические, сосудистые и неврогенные факторы. Основным механизмом является активация тройничного нерва и излишнее расширение сосудов головного мозга и его оболочек (так называемая тригемено-васкулярная теория).

Стоит отметить, что чаще всего данным заболеванием страдают молодые девушки с проявлением симптомов в возрасте от 10 до 20 лет и после 55-60 лет в большинстве случаев прекращаются.

Провокаторы мигрени

Мигрень провоцируется самыми разными факторами:

• продукты: алкоголь, выдержанный сыр, орехи, шоколад, цитрусовые;
  • нарушение режима дня (недостаток или избыток сна);
  • стрессовые ситуации: голод, физическое переутомление, монотонная работа;
  • прочие: изменение погоды, курение, яркий свет, громкий звук, запахи, боль в шее, менструация и ПМС

Клиническая картина

Выделим ключевые симптомы мигренозной атаки:

• пульсирующие и давящие головные боли преимущественно в одной половине головы.
  • интенсивность от средней до высокой
  • боли локализуются в области лба, виска, вокруг глаза
  • обычно сопровождается тошнотой, рвотой на высоте боли, повышенной чувствительностью к дневному свету и звукам.
  • боль может усиливаться от обычной физической активности
  • длительность приступа в среднем от 4 до 72 часов (без медикаментозной помощи)

Также мигренозный приступ может сопровождаться: болями в шее, лице, вегетативными реакциями, неврологическими нарушениями.

Невролог, вертебролог, цефалголог, ведущий специалист клиники

Мигрень с аурой. Что такое аура?

Аура — это временный неврологический симптомокомплекс, возникающий в среднем за 1 час перед приступом мигренозных болей. Проявляться она может абсолютно по-разному:

• пятна, вспышки, мушки перед глазами, туман, выпадение поля зрения;
    • звуки, мелодии; покалывание, онемение, гиперчувствительность;
    • двигательные нарушения.
    • изменение ощущения вкуса и запаха;
    • также головокружение, оцепенение, проблемы с речью и концентрацией.

Диагностика мигрени:

Мигрень относится к первичным головным болям (т.е. для нее нет конкретной причины) и является болезнью исключения (т.е. врач должен быть уверен, что нет других причин головной боли). Часто к похожим симптомам могут приводить: эпилепсия, аневризмы внутричерепных сосудов, инсульты, внутричерепные кровоизлияния, инфекции центральной нервной системы, опухоли или васкулиты. Перечисленные заболевания являются довольно серьезными и часто клинический осмотр врачом и беседа с пациентом позволяют исключить их. При необходимости проводятся дополнительные исследования, чаще всего это магнито-резонансная томография (МРТ) и различные анализы крови.

Лечение мигрени в Санкт-Петербурге:

Лечение включает в себя лекарственные препараты и немедикаментозные методы. Для купирования приступа могут использоваться нестероидные противовоспалительные средства (обезболивающие, типа ибупрофена или аспирина) и специальные противомигренозные препараты (триптаны). Мы в Smart Clinic большое внимание уделяем профилактике мигренозных атак. Помогаем нашим пациентам:

• оптимизировать режим работы и отдыха в зависимости от распорядка каждого конкретного пациента
    • выявить провокаторы приступов (триггеры) и избегать их
    • для оценки динамики используем дневники головной боли, международные оценочные шкалы
    • при необходимости назначаем дополнительную терапию или диагностику.

Что касается непосредственного лечения, то помимо классической терапии таблетированными препаратами мы можем предложить нашим пациентам иглорефлексотерапию, массаж и мануальную терапию (т.к. часто мигрень идет рука об руку с тревожными и депрессивными расстройствами).

Наши врачи лечат пациента в целом, а не конкретные симптомы, поэтому каждый вид лечения подбирается индивидуально во время приема. Мы накопили большой опыт в лечении головных болей, а значит обязательно сможем помочь вам справиться с мигренью.

Механизм приступа головной боли при мигрени. Патогенез мигрени.

Жакупбаев Авель Ильдарович
    Невролог, вертебролог, цефалголог, ведущий специалист клиники