Субакромиальный болевой синдром (импиджмент синдром) плечевого сустава

Много мифов ходит вокруг такой патологии как «Субакромиальный болевой синдром». Слышите впервые? Тогда может Вам больше знакомо название: «импиджмент синдром»? За последние годы было проведено множество исследований и понимание об этом заболевании сильно изменилось вместе с его названием.

Эта проблема не редка, поэтому если у вас есть периодическая боль в плече при нагрузке, то определенно стоит исключить или подтвердить данную патологию. А проблемы болей в плече согласно исследованиям встречаются часто от 7% до 34%. А конкретно на субакромиальный болевой синдром приходится от 44% до 65% всех болей в плече.

Субакромиальный болевой синдром – это собирательное понятие обозначающее поражение структур субакромиального пространства, а именно дегенеративные изменения ротаторной манжеты, тендинопатия длинной головки бицепса и/или субакромиальный бурсит

Какие симптомы и что может беспокоить пациента при данной патологии?
Пациенты с субакромиальным болевым синдромом обычно беспокоит боль в переднем или боковом отделе плеча усиливающаяся при физической нагрузке (подьёме руки). Боль у таких пациентов чаще возникает при отведении руки в градусах от 70 до 120 и в крайнем верхнем положении. Так же пациенты часто описывают такой симптом, как «сложно спать на больной руке, когда она под подушкой» и боль во время выполнения жима лёжа или вертикального жима. Начало обычно постепенное, начало болей с травмой обычно не ассоциируют. Сила боли может быть абсолютно разной, от слабой ноющей при физической нагрузке до ярко выраженной при подъёме руки или после.

Чтобы данная патология была понятнее, кратко обсудим анатомию плечелопаточного комплекса.

Кости

Плечелопаточный комплекс состоит из нескольких костей: лопатки, плечевой кости и ключицы.

Этот комплекс сочленяется со скелктом посредством грудинно-ключичного сустава. С помощью множества мышц нагрузка на маленький грудинно-ключичный сустав значительно снижается.

Мышцы
Мышцы лопатки

• Мышца, поднимающая лопатку, — m. levator scapulae; начинается от задних бугорков поперечных отростков шейных позвонков С1-С4 и прикрепляется верхнему углу и медиальному краю лопатки.
    Функция этой мышцы: поднимает лопатку или разгибает голову или наклоняет её в сторону (при фиксрованной лопатке),

• Трапециевидная мышца – m. trapezius:

— нисходящая часть («верхняя порция») – поднимает лопатку

— поперечная часть («средняя порция») приводит лопатки к центру

— восходящая часть («нижняя порция») опускает лопатки и ведет к центру

• Большая и малая ромбовидные мышцы. Большая ромбовидная мышца начинается с остистых отростков позвонков со второго по пятый грудной. Малая мышца начинается с выйной связки и остистых отростков седьмого шейного и первого грудного (немного выше предыдущей) Приводят лопатки к срединной линии и фиксируют её.

• Передняя зубчатая мышца – начинается от медиального края лопатки и веерообразно расходясь крепится к ребрам с 1-го по 9-е Функция: выводит лопатку наружу и вперед, а так же прижимает её к грудной клетке. Дефицит силы этой мышцы по той или иной причине может привести к крыловидной лопате – когда она отстоит от грудной клетки.

Мышцы ротаторной манжеты

Надостная мышца залегает в надостной ямке лопатки и прикрепляется к верхней фасетке большого бугорка плечевой кости. Выполняет отведение руки и частично ротирует плечо наружу.

Подостная мышца, которая залегает и начинается в подостной ямке и крепится к средней фасетке большого бугорка плечевой кости выполняет наружную ротацию поворот плеча кнаружи.

Малая круглая мышца начинается от латерального края лопатки и крепится к нижней фасетке большого бугорка плечевой кости. Функция, наружная ротация

Подлопаточная мышца берет начало в подлопаточной ямке и крепится к малому бугорку плечевой кости, выполняет внутреннюю ротацию, поворот плеча внутрь.

Так же сухожилия этих мышц выполняют функцию стабилизации плечелопаточного сустава.

Какие причины возникновения травмы?

При длительной работе над головой или мелкоамплитудных движениях руки возрастает нагрузка на мышцы ротаторной манжеты, вследствие чего появляются дегенеративные изменения сухожилий этих мышц . Надостная больше поражается при отведении, подостная при наружной ротации, а подлопаточная при внутренней ротации если нагрузка превосходит возможности сухожилий данных мышц. Вследствие перегрузки сухожилий этих мышц возникает тендинопатия и болевой синдром начинает провоцироваться физической нагрузкой и минимальной нормальной компрессий от акромиального отростка лопатки, которая в норме не дает болевого синдрома. Из этого можно сделать вывод, что оперативное вмешательство не дает должного превосходства в лечении ведь сухожилие страдает само по себе, без воздействия на него акромиона как и в других местах (ахиллово сухожилие, разгибатели кисти и.т.д.). В подтверждение этой теории расскажу про исследование на пациентах страдающих субакромиальным болевым синдромом. Пациентов разделили на 3 группы:

• группа лечение в которой заключалось в удалении части акромиона
    • группа которой проводили диагностическую операцию без удаления части акромиона
    • группа лечение не проводили

В результате при осмотре пациентов через 6-12 месяцев разницы симптомов между первыми двумя группами небыло выявлено. Пациенты из третьей группы тоже не сильно отставали, показывая примерно те же результаты.

Так же оказывает свое влияние на симптомы высокая психосоциальная нагрузка. Психосоциальными факторами, связанными с длительными жалобами на плечо, являются высокие психологические требования, низкий уровень контроля ситуации, низкая социальная поддержка, низкая удовлетворенность работой и высокое давление с целью выполнения работы.

Поэтому, в качестве рекомендаций таким пациентам можно дать:

• снижение количества повторяющихся движений плеча или кисти/запястья во время работы
    • Снижения времени в работе, которая требует продолжительного нахождения рук над головой
    • Снизитьколичиство вибраций передающейся на руки (высокая вибрация и/или длительное воздействие)
    • Снизить количество пребывания в неэргономичной позе (со смещенным плечом вперед)
    • Следить за своим эмоциональным состоянием, что обосновано «биопсихосоциальной моделью»

Как диагностировать субакромиальный болевой синдром (импиджмент синдром)?

Диагноз «субакромиальный болевой синдром»(«импиджмент синдром») можно поставить только с помощью комбинации положительных нейроортопедических тестов проводимых и интерпретируемых специалистом таких как :

• Дуга Доуборна. Оценка амплитуды движения в дуге сгибания и отведения, наружной и внутренней ротации, боль при отведении в зоне 70-120 градусов и в крайней амплитуде отведения и ограничение движения укажет на надостную мышцу.
    • Отведение через сопротивление, если появляется боль, то вероятно есть патология сухожилия надостной мышцы.
    • Надавите ладонью на живот, если возникает боль в плече, то скорее всего это подлопаточная мышца.
    • Поставьте руку на пояс и потяните локоть внутрь, если есть ограничение движения, то проблема в надостной мышце, так же ее можно проверить через отведение с сопротивлением.
    • Jobе- тест Вытягиваютя руки вперед между ними 90 граусов, врач давит вниз, а задача пациента сопротивляться этому движению, если появляется боль в плече или 1 рука ощутимо слабее другой, то есть патология надостной мышцы, для усиления теста предлагаем развернуть руку так, что бы большие пальцы смотрели вниз а ладони наружу.
    • Подостная мышца проверяется через резистивный тест, пациент держит опущенные руки с согнутыми в локте под 90 градусов. Врач толкает предплечье внутрь, совершая внутреннюю ротацию через сопротивление больного. Если появляется боль или слабость в сравнении с рукой другой стороны, то проблема скорее в подостной мышце. Так же проверяется пассивная и активныя амплитуда в внутренней ротации.
    • Сухожилие подлопаточной мышцы. Исходное положение как и в предыдущем тесте только Врач совершает наружную ротацию плечевой кости с фиксированным локтем. интерпритация теста аналогична. Так же проверяется пассивная и активныя амплитуда в наружной ротации.
    • Сухожилие длинной головки бицепса (спид тест) сгибаем руку в плече и приводим ладонью кверху. Врач пытается опустить руку, пациент сопротивляется. Если появляется боль, слабость в сравнении со 2-й рукой, то это указывает на патологию длинной головки бицепса.

При несильно выраженных симптомах, показательна через 6 недель с момента их начала

• Ультразвуковая диагностика является довольно точным для выявления или исключения тендинопатии или разрыва вращательной манжеты плеча, субакромиального бурсита, разрыва сухожилия бицепса и кальцинированного тендиноза.
    • МРТ плеча позволяет выявить те же патологии в более хорошем качестве.
    • Измерение объёма активных и пассивных движений с помощью гониометра.

Лечение болевого синдрома в плечевом суставе

Синдром субакромиальной боли нужно лечить консервативно и строгие методы иммобилизации и мобилизации не рекомендуются.

• Во время острой боли назначаются НПВП коротким курсом.
    • Специфичные упражнения с обязательным составленим адекватной прогрессии физической нагрузки – основа лечения субакромиального болевого синдрома. Выполняются многоповторные упражнения с небольшим весом на пораженные мышцы и не только.
    • Сочетаются эксцентрические упражнения с фиксированными лопатками, а также упражнения на растяжку.
    • Пациентом с хроническим болевым синдромом который зависим от эмоционального состояния показано назначение препаратов центрального действия из ряда противоболевых антидепрессантов.
    • Субакромиальные инъекции кортикостероидов к пораженным сухожилиям показаны при стойких или рецидивирующих симптомах.
    • Иглорефлексотерапия – в качестве работы с триггерными точками.
    • Известковый тендиноз можно лечить ударной волной (УВТ) или иглами под ультразвуковым контролем (барботаж).