Постгерпетическая невралгия

ВВЕДЕНИЕ и ПРИЧИНЫ ПОСТГЕРПЕТИЧЕСКОЙ НЕВРАЛГИИ

Постгерпетическая невралгия (ПГН) представляет собой хронический нейропатический болевой синдром, одно из серьезных осложнений после инфекции — опоясывающего герпеса, также известного как опоясывающий лишай [ 1, 2, 3 ]

Симптомы герпеса исчезают через несколько недель, но боль, вызванная повреждением нервных структур, сохраняется в пораженной области в течение нескольких месяцев и известна как постгерпетическая невралгия [ 6 ].

Наши врачи написали очень полную и подробную статью на тему постгерпетической невралгии, описали все существующие в мире методы лечения и то, как лечим мы в Смарт Клиник. Читайте статью до конца, чтобы иметь максимальное представление о данной проблеме. В конце мы также расскажем, что точно не поможет при ПГН, чтобы вы не тратили деньги и время!

Причина ПГН – вирус герпеса, того самого, который вызывает привычный нам герпес на губах и ветряную оспу (ветрянку).

Сам по себе герпес проявляется в виде сыпи (эритематозной макуло-папулезной) с последующим образованием прозрачных везикул, пустул и, наконец, корок и струпьев [ 6, 9, 11 ]. Поражения герпеса не пересекают среднюю линию; он односторонний и в большинстве случаев поражает один дерматом [ 3 , 11 ]. Пациент жалуется на зуд, покалывание и боль от легкой до сильной, связанную с сыпью. Повреждения кожи заживают в течение 2–4 недель. Выглядит вот так.

Постгерпетическая невралгия является наиболее частым осложнением герпеса. Она описывается как боль, сохраняющаяся в течение 3 месяцев и более после появления сыпи в одном и том же пораженном дерматоме. В большинстве случаев боль постепенно уменьшается; только в 1–2% боль сохраняется годами [ 9, 11, 12 ].

Боль при ПГН подразделяется на три типа:

1) постоянная боль (часто описывается как непрерывная жгучая, ноющая, пульсирующая),

2) приступообразная боль (часто описывается как колющая, стреляющая, похожая на электрический удар боль),

3) боль от раздражения — боль, вызванная безболезненным раздражителем, таким как легкое прикосновение одежды или чего-то другого. [3, 6, 12].

ЛЕЧЕНИЕ

Классическое лечение постгерпетической невралгии заключается в назначении препаратов. Все препараты для лечения являются рецептурными. Назначает их врач невролог на приеме.

1. Противосудорожные препараты

С 1960-х годов противоэпилептические препараты (также известные как антиконвульсанты) используются для лечения боли, хотя их применение в основном ограничивается невропатической болью [15, 16]. Противосудорожные препараты, такие как габапентин и прегабалин, рекомендованы и одобрены в качестве первой линии лечения ПГН [ 2 , 14 ]. Срок приема препаратов индивидуален, чаще всего пока болит и обычно составляет от 3х месяцев.

2. Антидепрессанты

Многие антидепрессанты использовались для лечения невропатической боли, вызванной ПГН, с начала 1980-х годов в более низких дозах, которые обеспечивают только обезболивание, а не облегчение депрессии [2, 14].

Еще раз – антидепрессанты это просто название группы препаратов, у которых есть противоболевой эффект!

Трициклические антидепрессанты (ТЦА), такие как амитриптилин, нортриптилин и дезипрамин, были изучены и широко используются в качестве лечения пациентов с ПГН. Далее были разработаны более современные препараты с лучшей переносимостью, но чуть менее выраженным противоболевым эффектом: венлафаксин и дулоксетин. Срок приема от 3х месяцев.

3. Лидокаин для местного применения

Лидокаин является местным анестетиком и может обеспечить поверхностное обезболивание при местном применении [14]. Чтобы облегчить перенос через неповрежденную кожу, лидокаин изготавливают в виде пластыря для лечения хронической боли, такой как ПГН [29]. Медикаментозный пластырь Версатис представляет собой гидрогелевый клей размером 10 см × 14 см, содержащий 700 мг 5% лидокаина, прикрепленный к нетканой основе [30 ]. Накладывается на кожу, работает в среднем 12 часов, безопасен, применяется пока есть боль.

4. Топический капсаицин

Капсаицин — раздражающий ингредиент, содержащийся в остром перце чили рода Capsicum. Данный препарат можно сказать «выжигает» клетки, отвечающие за боли на длительный период. В России это пластырь Кутенза (На момент написания статьи недоступный к покупке). Накладывание производится однократно, после обезболивания кожи. Срок эффекта обычно 1-3 месяца, после чего процедуру можно повторить.

5. Трамадол и Опиаты.

Могут иметь эффект, но в России практически недоступны.

6. Ботулинический токсин А

Ботулинический токсин A (BTX-A), токсин, выделяемый Clostridium botulinum, десятилетиями использовался в клинической практике для лечения различных заболеваний. Недавние исследования продемонстрировали использование ботулинического токсина А (БТ-А) при лечении невропатической боли, включая ПГН .

Механизм обезболивающего действия BTX-A до конца не изучен; однако существует несколько теорий относительно его механизма. Он в основном действует, подавляя высвобождение медиаторов боли из нервных окончаний и ганглиев задних корешков, уменьшая воспаление вокруг нервных окончаний, дезактивируя натриевые каналы и проявляя аксональный транспорт .

Разведенный препарат ботулотоксина перед инъекцией.

В одном исследовании изучалось влияние BTX-A на 58 пациентов, которые страдали от симптомов ПГН в течение 4–15 месяцев. В этом исследовании BTX-A был эффективен в уменьшении боли в 18 (31%) случаях и показал значительные результаты в 27 (46,6%) случаях. Однако у остальных 13 (22,4%) пациентов он оказался неэффективным [ 44 ]. Интенсивность боли, частота приступов, продолжительность приступов значительно уменьшились после лечения. Т.е. в среднем ботулотоксин (ботокс) для лечения постгерпетической невралгии эффективен в 8-9 случаев из 10.

Как это проводится у нас в клинике?

Введение ботулотоксина осуществляется тонким инсулиновым шприцем подкожно или внутрикожно в зоне боли. Количество необходимых единиц индивидуально и зависит от размера больного участка. Процедуру проводит врач невролог с профильным обучением по ботулинотерапии.

8. Блокада нервов

Различные исследования подтверждают эффективность и безопасность блокады симпатического нерва для профилактики и лечения ПГН [ 14 ]. Недавний систематический обзор, проведенный в Корее, резюмировал, что ранняя блокада нерва может не только облегчить острую боль при герпесе, но также может предотвратить ее последствия, т е ПГН [ 45 ]. В этом исследовании авторы пришли к выводу, что среди различных блокад нервов блокады звездчатых ганглиев имели меньший эффект в снижении частоты ПГН. Однако соматические блокады, включая повторяющиеся или непрерывные эпидуральные и паравертебральные блокады, предотвращали ПГН и снижали ее частоту [ 45 ].

Риск развития гемодинамических изменений после блокад нервов чаще всего наблюдается у пожилых людей. Существует много исследований, в которых сообщается о долгосрочном облегчении боли при ПГН с помощью блокад нервов, но качество доказательств ограничено [ 10 ].

Для того, чтобы блокада была наверняка эффективной и попала точно к пораженному нерву – она обязательно должны выполнять обученным специалистом под визуальным контролем ультразвука (УЗИ) или рентгена. Укол местного анестетика просто так «на глаз» не является доказанным методом лечения! Именно такие блокады мы и выполняем в нашей клинике.

9. Нейромодуляция

Другим вариантом лечения, который в последнее время используется при хронических болевых состояниях после неэффективности консервативного лечения, является нейромодуляция. Нейромодуляция с помощью различных методов, включая чрескожную электрическую стимуляцию нервов (TENS) [ 46 ], стимуляцию периферических нервов (PNS) [ 47 ], стимуляцию спинного мозга (SCS) и радиочастоту в сочетании с консервативным лечением, способствовала профилактике PHN [48, 49, 50]. На текущий момент не так много данных об этих методах лечения и они должны рассматривать в самую последнюю очередь, когда другие более доказанные не эффективны.

10. Что потенциально может работать?

Есть данные, что в рамках комплексной терапии может быть эффективна рефлексотерапия, высокоинтенсивная магнитотерапия и другие методы физиотерапии. Данный вопрос также требует дальнейшего изучения.

Что точно не работает и как не нужно лечить постгерпетическую невралгию

1.Капельницы с сосудистыми препаратами, гормональными агентами (дексаметазон и проч).

2.Старая советская физиотерапия, портативные приборы типа алмаг и прочих.

3.Обычные обезболивающие\противовоспалительные препараты, которые чаще всего и назначаются таким пациентам.

Принципиально важно поставить правильный диагноз! Если он неверен (например, остеохондроз), то и лечение будет неверным!

ВЫВОДЫ

Постгерпетическая невралгия представляет собой сложную и тягостную нейропатическую боль, которая влияет на повседневную деятельность и качество жизни человека. Врачи нашей клиники имеют большой опыт лечения постгерпетической невралгии комбинацией самых эффективных методов. Мы применяем назначение препаратов, ботулинотерапию, прицельные блокады. За счет грамотного сочетания методов и опыта врачей практически всегда удается облегчить состояние пациента и снять мучающую его боль.

Донков Владислав Андреевич
    Ермаков Кирилл Дмитриевич
    Руководитель направления реабилитации, реабилитолог, врач-невролог