Защемление нерва в пояснице — что делать и как лечить?

Под защемлением нерва в спине или пояснице, как правило, понимается острая простреливающая боль в пояснице (люмбаго), которая часто возникает на фоне значительной физической нагрузки, например, подъеме тяжести. Такая боль часто усиливается при кашле, чихании, наклоне вперед и ослабевает в положении лёжа.

Если боль распространяется в ногу, то такое состояние называется люмбоишиалгия (ишиас), при наличии признаков повреждения поясничных или первого крестового корешков спинномозговых нервов – пояснично-крестцовая радикулопатия (подробнее о радикулопатии вы можете прочитать в статье на нашем сайте).

Радикулопатия проявляется болью и (или) чувствительными расстройствами в определенных кожных зонах, которые называются дерматомы, также проявляется слабостью в соответствующих мышцах нижних конечностей (миотомах).

Чувствительные нарушения при повреждении нерва ощущаются в виде онемения, жжения, горения, холода, покалывания, зуда, ползания мурашек, ощущения как от удара током или в виде дискомфорта и боли при воздействии раздражителей, которые обычно боль не вызывают (аллодиния).

Причины защемления нерва в спине

Самыми частыми причинами острой простреливающей боли в пояснице при  защемлении нерва в нижней части спины и в ноге являются:

• дискогенная боль (протрузия/грыжа межпозвонкового диска).
  • фасет-синдром (на фоне спондилоартроза).
  • миофасциальный болевой синдром.
  • дисфункция крестцово-подвздошного сустава.
  • синдром грушевидной мышцы.
  • патологии тазобедренного сустава (коксартроз, асептический некроз головки бедренной кости).
  • связочного аппарата (синдром большого вертела, трохантерит).

А также более редкие специфические причины:

• опухоли.
  • травмы.
  • компрессионные переломы позвоночника.
  • воспалительные и инфекционные заболевания.
  • сирингомиелия.
  • заболевания внутренних органов.
  • аневризма аорты.
  • облитерирующий атеросклероз артерий нижних конечностей и пр.

Первая помощь при защемлении нерва в пояснице

При возникновении острой боли в нижней части спины важно принять положение, в котором боль становится менее сильной.

Обычно помогает облегчить самочувствие следующая поза: лежа на спине на полу или твердом матрасе, подложив валики под колени и поясницу, чтобы мышцы поясницы были максимально расслаблены.

Необходимо сохранять физическую, социальную и профессиональную активность, избегать длительного постельного режима. Если из-за выраженной боли при защемлении седалищного нерва в пояснице вы вынуждены соблюдать постельный режим, его продолжительность не должна превышать 3-5 дней.

Для уменьшения боли вы также можете принять обезболивающий препарат из группы нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВС): Ибупрофен, напроксен, кетопрофен, диклофенак и др.

После снятия острой боли необходимо обратиться к специалисту для решения вопроса о дальнейшей тактике лечения.

Врач проведет неврологический осмотр и нейроортопедические тесты для уточнения диагноза и возможного уровня повреждения.

При необходимости назначит МРТ и/или КТ позвоночника, иногда необходимо выполнение рентгенографии или электронейромиографии (ЭНМГ).

невролог, цефалголог, вертебролог

Лечение защемления нерва в пояснице

Экстренное хирургическое лечение защемления нерва в пояснице рекомендуется только в случае наличия абсолютных показаний. Во всех остальных случаях рекомендована консервативная терапия, которая предполагает комплексный подход, включающий фармакотерапию, физиотерапию и в ряде случаев эпидуральные инъекции глюкокортикостероидов.

Лечебная физкультура, мануальная терапия, рефлексотерапия, массаж и другие методы в комплексном лечении показали свою эффективность при лечении радикулопатии.

Радикулопатия доброкачественное заболевание, с благоприятным прогнозом для выздоровления и с высокой вероятностью самопроизвольного регресса грыжи диска т.е. резорбции (для уточнения вероятности резорбции необходимо проконсультироваться с неврологом, подробнее о резорбции грыжи вы можете прочитать на нашем сайте).

Нелекарственные методы лечения составляют основу комплексной терапии дискогенной пояснично-крестцовой радикулопатии. Они используются как на этапе купирования боли в остром периоде, так и при реабилитации при хроническом течении заболевания.

Мануальная терапия рекомендуется пациентам с дискогенной пояснично-крестцовой радикулопатией, так как её проведение может уменьшить боль и улучшить функциональное состояние. Среди методов мануальной терапии наиболее безопасны мягкие мышечные техники.

Психологические методы терапии, включающие когнитивно-поведенческую терапию и терапию осознанности (mindfulness), могут быть использованы у пациентов с хронической дискогенной пояснично-крестцовой радикулопатией.

Иглорефлексотерапия может уменьшить боль и улучшить функциональное состояние.

Массаж мышц спины и нижних конечностей может быть использован у пациентов с хронической дискогенной пояснично-крестцовой радикулопатией.

Из лекарственных препаратов при защемлении нерва в пояснице используется: НПВС, противоэпилептические средства (габапентин, прегабалин), антидепрессанты (амитриптилин, венлафаксин, дулоксетин, миртазапин), эпидуральное введение кортикостероидов под узи или рентген контролем.

Реабилитация при лечении защемления нерва

Лечебная гимнастика оказывает положительный эффект на общее состояние здоровья, предотвращая повторяющиеся эпизоды боли, и лишена серьезных побочных эффектов, если выполняется под контролем специалиста.

Профилактика защемления нерва в пояснице

Для предупреждения дискогенной пояснично-крестцовой радикулопатии рекомендуется избегать чрезмерных физических нагрузок (подъем тяжестей, ношение тяжелой сумки в одной руке и др.) и переохлаждения.

Рекомендуется исключение длительных статических нагрузок (длительное сидение, пребывание в неудобном положении и др.).

Для предупреждения повторений пояснично-крестцовой радикулопатии рекомендуются регулярные занятия лечебной гимнастикой, плавание, пешие прогулки.

В каких случаях следует обратиться к врачу

• Спина заболела впервые в жизни, особенно если вы моложе 20 и старше 55 лет.
    • Боль очень сильная или если не помогают/плохо помогают обезболивающие.
    • Когда болит постоянно и нет зависимости от положения тела (болит не уменьшается в покое, когда вы лежите и т.д.).
    • Боль появляется или усиливается в ночные часы.
    • Сохраняется интенсивная боль спустя 4 недели после начала обезболивающей терапии.
    • Недавно у вас была какая-либо травма (и особенно если была травма спины).
    • У вас когда-либо была онкология.
    • Длительно принимаете стероидные гормоны или другие иммунодепрессанты, страдаете ВИЧ-инфекцией.
    • Лихорадка и необъяснимая потеря массы тела.
    • Нарушились функции тазовых органов (задержка мочеиспускания и стула).
    • Прогрессирует нарастание слабости в ногах или усиливаются чувствительные нарушения.

Принципы диагностики и лечения в Smart Clinic

В нашей клинике мы ставим ваше здоровье на первое место. Прозрачность и доверие — вот основы, на которых строится взаимоотношение с каждым нашим пациентом. С первых минут общения вы получаете полную информацию о предстоящем лечении и его стоимости, исключая любые скрытые сборы.

Диагностика — это основа, на которой строится весь лечебный процесс. Отличие нашего подхода заключается в высочайшем уровне профессионализма и постоянном стремлении к совершенству наших врачей.

Наши пациенты часто говорят, что никогда ранее не сталкивались с таким тщательным и внимательным осмотром. Мы проводим полный нейроортопедический осмотр, используя широкий спектр тестов для того, чтобы как можно точнее определить причину проблемы. Этот подход позволяет нам не просто «видеть» заболевание, но и понимать его природу, что является ключом к эффективному лечению.

Особенно важно, что наши врачи лично изучают снимки МРТ и компьютерной томографии. Это не только гарантирует точность диагноза, но и позволяет врачу лучше понять каждый конкретный случай. В нашей практике нет места поверхностному взгляду на проблему: мы стремимся к глубокому пониманию состояния каждого пациента.

Наша команда — это профессионалы высокого класса, объединенные общей целью: предоставить вам доступ к самым передовым и эффективным методам лечения без необходимости хирургического вмешательства. Мы тщательно подбираем индивидуальный план лечения защемления нерва в пояснице, опираясь на уникальные потребности каждого пациента, чтобы обеспечить наилучший исход.

Ключевым аспектом нашей работы является личностно ориентированный подход. Мы уделяем особое внимание обеспечению того, чтобы вы чувствовали себя информированными, поддержанными и уверенными на каждом этапе лечения. Ваш лечащий врач будет сопровождать вас от начала до завершения курса, обеспечивая все необходимое для вашего удобства и благополучия.

Жакупбаев Авель Ильдарович
    Невролог, вертебролог, цефалголог, ведущий специалист клиники
    Донков Владислав Андреевич