Ревматологические заболевания

Воспалительная боль обычно возникает при воспалительных заболеваниях суставов, таких как артрит. Эти заболевания могут быть вызваны различными факторами, включая аутоиммунные реакции, инфекции

«Доктор, а вдруг у меня ревматология какая-нибудь? Может, мне анализы какие-нибудь сдать?»

У каждого ревматологического заболевания есть целый список критериев (симптомов и результатов обследований). Если у пациента большинство из них выявляется — только тогда врач может поставить диагноз. А изменения в анализах — только один из критериев! Если у вас есть изменения в «ревматологических» анализах, но нет симптомов таких заболеваний — лечить чаще всего ничего не нужно! Всем известный «ревматоидный фактор» может быть повышен и у здоровых людей.

Симптомы многих воспалительных заболеваний суставов включают:

• Боль в суставах, часто усиливающаяся в покое, ночью, в утренние часы.
  • Отечность и покраснение поражённых суставов.
  • Скованность, тугоподвижность сустава, особенно заметная утром или после длительного отдыха. Человеку требуется длительно (больше получаса) «расхаживаться», разминаться, чтобы боль снизилась и улучшилась подвижность
  • При системных воспалительных аутоиммунных заболеваниях могут поражаться несколько суставов и позвоночник
  • Могут быть изменения кожи и слизистых оболочек –например, псориаз, или покраснение кожи лица в виде «бабочки» при системной красной волчанке

Для постановки диагноза врач ревматолог назначает анализы крови – для каждого заболевания они свои, не нужно сдавать «весь набор» ревматологических анализов, смысла в этом нет. Бывает, что некоторые такие показатели могут быть повышены у абсолютно здоровых людей, и такие изменения в большинстве случаев не требуют никакого лечения.

Также применяется рентгенография, УЗИ, МРТ для оценки степени поражения сустава, наличия воспалительной жидкости, а также для отслеживания динамики заболевания

Какие бывают ревматологические заболевания?

Спросим у нашего врача ревматолога Белолипецкой Ю.Р.

Примеры воспалительных заболеваний суставов:

• Ревматоидный артрит — аутоиммунное заболевание, поражающее многие суставы. То есть иммунная система работает избыточно, против собственных тканей суставов и органов.
  • Псориатический артрит — может возникать у пациентов с псориазом, это заболевание кожи с образованием розовых бляшек с шелушением.
  • Анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева) — в основном затрагивает позвоночник и крестцово-подвздошные суставы.
  • Подагра — заболевание, при котором воспаление в суставе вызвано высоким уровнем мочевой кислоты в крови.
  • А бывает так называемый «реактивный» артрит — он возникает как реакция организма на инфекцию, чаще это кишечные инфекции и инфекции мочеполовой системы, вирусные заболевания.

Лечением воспалительных, аутоиммунных заболеваний суставов занимается врач ревматолог. У многих слово ревматология ассоциируется с пожилыми людьми с больными суставами. Однако многие ревматологические заболевания возникают в молодом возрасте.

Лечение воспалительной боли в суставах обычно включает:

Лекарства

• Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВС) для уменьшения боли и воспаления. Для некоторых заболеваний эти препараты могут быть основным лечением.
  • Кортикостероиды для снижения воспаления, применяются в виде таблеток или инъекций
  • Препараты, которые могут подавлять избыточную функцию иммунной системы, не давать возникать воспалению. Это важно для замедления прогрессирования заболевания и достижения ремиссии
  • Для лечения подагры применяют препараты, снижающие уровень мочевой кислоты в крови.

Упражнения

• Упражнения для поддержания подвижности суставов и укрепления мышц. Для многих воспалительных заболеваний (например, при болезни Бехтерева) упражнения могут значительно замедлить прогрессирование заболевания!

Изменение образа жизни

• Здоровое питание и поддержание нормального веса, лечение сопутствующих заболеваний. При подагре может быть рекомендовано ограничение употребления некоторых продуктов – алкоголя, копченостей, жирного мяса и др.
  • Отказ от курения, так как курение может ухудшить симптомы некоторых артритов.

Что еще можно делать?

• По согласованию с врачом ревматологом дополнительно могут применяться физиотерапия, массаж

Асептический некроз

Сложно отнести это заболевание к какой-либо группе — воспалительных или дегенеративных. Встречается оно не очень часто, и связано с нарушением кровоснабжения какой-либо кости или ее участка — это вызывает отек кости и ее «отмирание» и разрушение. Это сопровождается сильной болью, которая часто беспокоит пациента в ночное время и сильно ограничивает нормальную функцию сустава. Процесс может быть односторонним и двусторонним.

Заболевание может возникать спонтанно без какой-то очевидной причины, может быть осложнением инфекций, приема некоторых препаратов (особенно кортикостероидов), употреблении наркотических веществ, следствием травмы и др.

Чаще всего асептический (то есть не инфекционной природы) некроз возникает в головке бедренной кости, костях стопы и кисти (полулунной, ладьевидной, таранной и др.), редко в головке плеча или коленном суставе.

Симптомами заболевания будет ночная боль и боль при движениях в суставе. Страдает и объем движений в суставе

Золотым стандартом диагностики асептического некроза является МРТ сустава — мы увидим сильный отек кости, а на поздних стадиях и участки некроза и деформацию, разрушение кости. А вот рентген или КТ покажет некроз уже на стадии разрушения костной ткани

На ранних стадиях асептический некроз пробуют лечить с помощью разгрузки конечности (при асептическом некрозе головки бедра это ходьба на костылях без опоры на больную ногу), противовоспалительных препаратов, антикоагулянтов, препаратов для лечения остеопороза. Применяют физиотерапию, биологическую терапию, лечебную физкультуру.

К сожалению, чаще всего приходится прибегать к хирургическому лечению асептического некроза – декомпрессии (в кости просверливают много отверстий для снижения отека и улучшения кровоснабжения) или при выраженном разрушении выполняют эндопротезированин сустава или замыканию сустава (когда соседние кости фиксируют вместе для их сращения — это называется артродез).

Инфекция в суставе

Инфекционный артрит, также известный как септический артрит, представляет собой воспаление сустава, вызванное инфекцией. Это серьезное состояние, которое может быстро привести к разрушению сустава, если не будет своевременно диагностировано и вылечено.

Инфекционный артрит может быть вызван различными микроорганизмами, включая бактерии, вирусы и грибы. Бактериальный артрит является наиболее распространенным и часто возникает из-за проникновения бактерий в сустав напрямую через рану или хирургическое вмешательство, внутрисуставную инъекцию либо посредством кровотока из других частей тела.

Как заподозрить инфекционный артрит?

Симптомы инфекционного артрита могут развиваться быстро и включают:

• Сильную боль в суставе.
    • Припухлость и покраснение сустава.
    • Повышенную местную температуру, кожа может быть горячей.
    • Ограниченную подвижность сустава.
    • Лихорадку, общую слабость.

Диагностика

Диагностика обычно включает анализ синовиальной жидкости (жидкости внутри сустава) для выявления возбудителя инфекции, анализы крови на воспаление и маркеры инфекции, а также медицинские исследования, такие как МРТ или УЗИ сустава.

Лечение

Лечение инфекционного артрита зависит от типа возбудителя и может включать антибиотики для борьбы с бактериальной инфекцией, противовирусные или противогрибковые препараты. В некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство для удаления инфицированной жидкости из сустава и его очистки.

Раннее начало лечения крайне важно для предотвращения долгосрочного ущерба суставу и сохранения его функции. Если у вас или у кого-то из ваших близких возникли симптомы, похожие на симптомы инфекционного артрита, необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью.
    Мы накопили большой опыт в безоперационном лечении и реабилитации и поэтому наши врачи решили создать бесплатное руководство по лечению суставов для наших пациентов.
    Всю информацию мы сделали удобной и доступной для восприятия читателю.

Скачать руководство