Что делать если болит шея после сна?

Причины боли в шее после сна

Физиологические причины

Такая боль в шее утром после сна не связана с заболеваниями или патологическими изменениями. Среди физиологических причин боли в шее утром может быть и сон в неудобной, непривычной или неестественной позе, и длительное пребывание в однотипной позе накануне или перед сном, и неудобные подушка или матрас. Также болит шея после сна после интенсивных физических нагрузок с вовлечением мышц шеи и плечевого пояса. Излишняя нагрузка для мышц приводит к их постоянному напряжению, накоплению продуктов обмена веществ и затруднению оттока крови. После сна кровообращение возобновляется, что и приводит к возникновению болевых ощущений. Такая сильная боль в шее после сна зачастую исчезает самостоятельно через некоторое время. При сильной боли в шее после сна по физиологическим причинам могут помочь такие мероприятия, как гимнастика для шеи, массаж, растирание, применение массажеров или игольчатых аппликаторов, мазей с разогревающим эффектом.

Заболевания, приводящие к боли

Это самые различные патологические состояния, среди симптомов которых может быть боль в шее после сна. К таким заболеваниям относят повреждения мышц и связок (миозиты, тендинопатии, спастическая кривошея), позвонков и суставов позвоночника (спондилит и спондилодисцит, листез позвонков, фасеточный синдром и спондилоартроз), нервов и сосудов (тромбоз, артериит, радикулопатия, невралгия), мягких тканей и лимфоузлов (абсцесс, лимфаденит, бактериальная или вирусная инфекция кожи и подкожной клетчатки), всевозможные опухоли тканей в области шеи.

Типы боли в шее

Боль в шее, возникающая в утренние часы, чаще всего имеет тянущий или ноющий характер, провоцируется некоторыми движениями шеи или плеч, или же наоборот, усиливается при неподвижности, что вынуждает человека постоянно массировать больную область или совершать движения рукой или головой, чтобы снизить боль на некоторое время. Такой характер боли вызывает мышечное переутомление, вследствие физиологических причин или кривошеи, сколиоза и нарушений статики шейного отдела позвоночника.

Давящая или распирающая боль может навести на мысль об отеке вследствие травмы или инфекции структур шеи, о чем будет также свидетельствовать покраснение, теплота кожи на ощупь в области боли и припухлость. Такой тип боли характерен для миозита, лимфаденита, абсцесса или опухолевого процесса.

Стреляющая, резкая боль в шее после сна развивается на фоне межпозвонковой грыжи с радикулопатией – повреждением одного или нескольких нервных корешков. Кроме того, болевые ощущения могут выходить за пределы области шеи и распространяться на затылочную область, переднюю поверхность грудной клетки, плечо, руку и область лопатки. Болевые ощущения при радикулопатии сочетаются с онемением, покалыванием, слабостью в руке. Также для острой грыжи диска нередким является такая боль по причине повреждения межпозвоночного диска шейного отдела, которая резко проявляется при движениях головы.

Жгучая боль в шее после сна может быть вызвана невралгиями периферических нервов, возникающими на фоне их пережатия или отека. К наиболее частой причине появления такой боли в шее относят невралгию затылочного нерва, захватывающую область шеи под затылком и заднюю часть волосистого покрова головы с одной стороны.

Невролог, вертебролог, цефалголог

Методы диагностики

Если у вас после сна болит шея и голова, определить причину поможет врач терапевт или невролог. Именно с обращения к специалисту начинается диагностический поиск причины боли. Самым основным инструментом в арсенале любого врача является осмотр и сбор жалоб. Уточнить локализацию и характер повреждения, условия возникновения боли и способы облегчения симптомов может быть недостаточно для постановки верного диагноза. Тогда врач может прибегнуть к помощи различных методов диагностики: ультразвуковое исследование, эндоскопия, рентгенография и компьютерная томография, иногда с применением вспомогательных контрастных средств. Не стоит назначать себе исследования самостоятельно, ведь они могут оказаться неинформативными в данной конкретной ситуации, а выявленные изменения без должного пояснения врачом могут стать дополнительным источником беспокойства.

Виды лечения боли в шее

Острая боль в шее после сна часто приводит к обращению за медицинской помощью. В зависимости от причины и источника боли, доступны различные виды лечения:

• Медикаментозные средства – мази и таблетки с обезболивающим и противовоспалительным действием, средства для борьбы с инфекционными агентами – противовирусные, антисептики и антибиотики, реже миорелаксанты.
    • Лечебная гимнастика – упражнения, подобранные под уже выясненную причину, могут оказывать положительный эффект на боль в шее с первых часов ее возникновения, а также при регулярном выполнении обеспечивать профилактику возникновения боли в шее после сна и при поворотах головы. Можно с уверенностью сказать, что с помощью регулярных мероприятий физической реабилитации о многих причинах боли в шее после сна можно будет забыть.
    • Массаж и мануальная терапия – если говорить о боли в шее после сна, избавиться от нее чаще всего помогает один их этих методов. Это касается обычно физиологических причин боли в шее и негрубых ортопедических нарушений. При повреждении нервных корешков, межпозвонковой грыже или смещении позвоночных структур эти методы могут быть даже противопоказаны. Во многих других случаях мягкие мануальные техники безопасны и не имеют ограничений по применению.
    • Современная физиотерапия – это методы лечения, при которых в борьбе с источником боли применяются физические воздействия тепла, излучения различных волн или механические воздействия с использованием соответствующей аппаратуры. В случаях, когда после сна болит шея или голова, область плечевого пояса, могут быть применены такие методы, как радиальная и фокусированная ударно-волновая терапия, высокоинтенсивная лазерная и магнитная терапия, акупунктура, ультразвуковая терапия.

Профилактика боли в шее после сна.

Во многих случаях предотвратить возникновение боли в шее после сна гораздо проще, чем лечить ее. Врачи рекомендуют тщательно продумать эргономику рабочего пространства, проводить регулярную разминку во время работы за компьютером, избегать чрезмерных силовых нагрузок, а также регулярно заниматься аэробными видами спорта – спортивной ходьбой, бегом или плаванием. Для большинства случаев утренней боли в шее соблюдение таких рекомендаций приводит к полному выздоровлению без возобновления болей.

В каких случаях нужно обращаться к врачу

Поводом для обращения к медицинским специалистам боль в шее бывает достаточно часто. Обратиться к врачу следует при стойкой, выраженной боли, особенно если она нарушает сон и повседневную деятельность. Если самостоятельное применение лекарств для купирования болевого синдрома не дает положительного эффекта, это тоже стоит рассмотреть, как повод для посещения лечебного учреждения. Такие симптомы, как повышение температуры тела, слабость в конечностях или общая вялость, появление высыпаний на коже, потеря массы тела и похудение наряду с болью в шее после сна не следует игнорировать, лучше показаться доктору.

Диагностика и лечение боли в шее в Smart Clinic

Наши специалисты на ежедневной основе ведут прием пациентов с болью в шее вследствие самых разнообразных причин. В клинике используются только доказанные и эффективные методы диагностики и лечения, подобранные с учетом всех индивидуальных особенностей каждого пациента. Сложные и неоднозначные случаи боли в шее после сна поможет решить наша команда из специалистов различных областей медицины: неврологи, ревматологи, ортопеды, массажисты и реабилитологи. Для прицельной борьбы с причиной боли в нашем распоряжении находятся современная аппаратура для физиотерапевтического лечения и возможность проведения блокад различной сложности.