Боль в шее с правой стороны: причины и лечение

Причины боли в шее с правой стороны

Область шеи представлена разнообразием структур, которые могут стать потенциальным источником боли. К ним относятся мышцы и сухожилия, элементы позвоночника (позвонки, межпозвонковые диски и суставы), гортань и пищевод, лимфатические узлы, артерии и вены, а также нервные структуры – корешки и нервы. Во многих случаях источник боли в шее с правой стороны не один, и боль носит смешанный характер и требует комплексного подхода.

Цервикалгия (так называют боль в шее) является одним из самых распространенных поводов для обращения к неврологу. Кроме боли, могут наблюдаться и дополнительные симптомы, помогающие определить причину беспокойства, такие как покраснение, отек, болезненность при пальпации, при определенных движениях или при длительной и однообразной позе, онемение и многое другое.

К наиболее частым причинам боли в шее справа можно отнести:

Миозит

Воспаление мышц, которое может быть вызвано травмой, инфекцией или аутоиммунным повреждением миоцитов – клеток мышцы. Такой процесс, помимо боли, часто сопровождается покраснением, отеком и болевым ограничением движений, вовлекающих пораженную мышечную ткань, а также с области шеи способен распространяться на затылок, зону надплечий и лопаток, верхнюю часть грудной клетки и нижнюю челюсть. Боль при миозите носит тянущий, ноющий характер, связана с напряжением и повышением тонуса вовлеченных мышц.

Кривошея

Группа состояний, при которых наблюдается деформация шеи и неправильное положение головы (наклон, поворот). Она может быть врожденной или приобретенной, вызванной нарушением работы мышц, их укорочением или анатомическими особенностями строения позвонков шейного отдела. Частая причина боли в шее справа — спастическая кривошея кивательной мышцы. В начале заболевания появляется затруднение движений в шейном отделе, вызываемое гипертонусом мышц. За счет их укорочения голова занимает неправильное положение с поворотом в сторону здоровой мышцы и запрокидыванием назад. Попытки выровнять положение головы при кривошее затруднены и сопровождаются тянущей болью.

Невралгия затылочного нерва

Буквально боль из-за поражения затылочного нерва. С правой стороны шеи из нервных корешков формируются большой и малый затылочные нервы, идущие от основания затылка к макушке по правой половине головы. Их повреждение может быть вызвано патологией шейного отдела позвоночника, спазмом мышц шеи или вирусным поражением. Как следствие, развиваются сильные боли с правой стороны шеи и затылка, которая может отдавать в ухо и правую часть головы. Кроме того, для невралгии затылочного нерва характерно изменение чувствительности кожи волосистой части головы со стороны затылка – наблюдается повышение чувствительности при прикосновениях, расчесывании и заплетании волос, мытье головы. При герпесвирусной невралгии боль сопровождают высыпания в виде пузырьков и зуд на пораженном участке кожи.

Заглоточный абсцесс

Следствие инфекционного процесса в области гортани и глотки, при котором инфекция образует локальное скопление гноя в глубоких тканях шеи. В таких случаях часто наблюдаются общеинфекционные симптомы – лихорадка, слабость, вялость, кашель. Может быть затруднено глотание, осиплость голоса, при сглатывании боль отдает в правой стороне шеи. В отдельных случаях при заглоточном абсцессе внешне или при осмотре полости глотки наблюдается припухлость, покраснение и отек над областью абсцесса. Такое состояние требует дополнительного обследования и лечения у ЛОР-специалиста.

Лимфаденит

Общее обозначение воспаления в лимфатических узлах. В области шеи лимфоузлы образуют группы – заднешейные и переднешейные, поднижнечелюстные, заушные, надключичные и другие. Боль в шее справа при лимфадените возникает при инфекциях в области рта, зубов и челюсти, в верхних дыхательных путях и носоглотке, а также при отитах, гематологических и онкологических заболеваниях. Зачастую даже после выздоровления, когда организм уже справился с инфекционным агентом, увеличенные лимфоузлы могут оставаться причиной локальной боли в правой стороне шеи и головы. Лимфаденит может быть заметен визуально в виде припухлости или выявлен при пальпации, на ощупь лимфоузлы будут припухлыми, малоподвижными, болезненными, может сопровождаться покраснением кожи.

Межпозвоночная грыжа

Повреждение межпозвонкового диска, в результате которого нарушается целостность его оболочки (фиброзного кольца) и происходит выпячивание ядра диска. Повреждение диска может вызывать боль в шее справа при повороте шеи, наклоне головы, движении в плечевом поясе и верхних конечностях. Одновременная боль в правом плече и шее, в правой руке может развиваться при межпозвонковой грыже вследствие ущемления нервных корешков шейного отдела позвоночника. На фоне грыжи в качестве приспособления к боли формируется однообразная поза головы, с целью ограничить движение, вследствие чего источником боли в шее справа могут стать утомленные мышцы. Помимо боли при межпозвонковой грыже с ущемлением нервных корешков может наблюдаться онемение, мурашки, покалывания, снижение силы в руке. В случае повреждения спинного мозга симптомы в виде слабости и онемения могут распространяться на туловище и нижние конечности.

Патологии сосудов

Это разные виды поражения артерий и вен области шеи. Чаще всего боль в правой части шеи со стороны сосудов может быть вызвана артериитом (воспалением стенки артерии), расслоением аневризмы сосуда или тромбозом. Поскольку сосуды шеи участвуют в питании структур головного мозга, эти состояния опасны и сопровождаются рядом неврологических симптомов, которые могут развиваться постепенно и быть очень вариабельными.

Невролог, вертебролог, цефалголог

Типы боли в шее справа

Боль в шее с правой стороны может иметь очень разнообразный характер:

• давящая, тупая: один из самых распространенных типов боли в шее, которая может быть обоснована как воспалениями или травмой в области шеи, так и связанной с повреждением других областей тела – отраженная боль.
    • тянущая: этот характер боли при повороте шеи справа присущ в основном мышцам, подверженным спазму или перегрузке. Боли при повороте шеи справа могут наблюдаться при кривошее, межпозвонковой грыже, миозитах.
    • ноющая: причиной возникновения ноющей боли, напоминающей зубную боль, может быть воспаление, инфекция или травматическое повреждение мягких тканей области шеи.
    • стреляющая: такой вид боли в шее чаще всего является следствием защемления нервных корешков, при этом нередко боль в шее справа отдает в правую руку до пальцев кисти или до запястья, беспокоит в любое время суток, провоцируется определенными движениями или действиями, нарушает сон.
    • жгучая: боль в шее с правой стороны жгучего характера часто развивается на фоне невралгии затылочного нерва, наряду с прострелами острой боли, при резком мышечном спазме на фоне перегрузок и длительной однообразной позы, при локальном поражении кожных покровов.
    • распирающая: такая боль в правой стороне шеи и головы характерна для лимфоаденита (лимфоаденопатии) при инфекции ЛОР-органов, заглоточного абсцесса и опухолевого процесса. Отек и воспаление при повреждении структур области шеи могут давать в начале боль распирающего характера, которая со временем трансформируется в другой тип боли.

Диагностика и лечение боли в шее в Smart Clinic

В нашей клинике для уточнения причины боли в шее с правой стороны врачи специалисты проводят подробный сбор жалоб, истории заболевания, тщательный осмотр и нейроортопедические тесты, помогают назначить необходимые обследования, консультации других специалистов и анализы, провести ультразвуковое обследование и расшифровать снимки магнитно-резонансной, компьютерной томографии и рентгенографии.

В Smart Clinic следуют принципу мультидисциплинарного подхода: в нашей команде собрались врачи различных специальностей – неврологи, травматологи-ортопеды и ревматологи, благодаря чему нам удается установить причину боли в шее и подобрать соответствующее лечение.

Для лечения источников боли в шее мы применяем высокотехнологичные и современные методики – блокады под УЗ-навигацией, ударно-волновая терапия, высокоинтенсивная магнитотерапия, лазеротерапия, ультразвуковая терапия.

Наши специалисты по физической реабилитации помогут подобрать правильные и безопасные упражнения для самостоятельного выполнения с индивидуальным подходом. Доступны также различные массажные и мануальные техники, иглорефлексотерапия. Медикаментозное лечение подбирается строго обоснованное, без применения ненужных и сложных лекарственных схем.

На всем протяжении лечения наши врачи поддерживают пациента, по необходимости корректируя проводимый курс процедур и лекарственной терапии. Главной целью является положительный результат и его закрепление для обеспечения жизни без боли.

Донков Владислав Андреевич