Цервикогенная головная боль

Часто люди думают, что голова у них болит от проблем с шеей. Так ли это?

Известно, что самыми частыми причинами для головной боли являются головная боль напряжения (ГБН) и мигрень.

Почти каждый испытывал на себе головную боль напряжения (ГБН), которая возникает на фоне усталости, недостатка сна, в душном помещении, в стрессовые моменты жизни. Эта боль исходит от напряженных мышц головы.

Мигрень же — это сильные головные боли, при которых невозможно чем либо заниматься, с тошнотой, раздражением на свет и звук.

Мигрень и ГБН, это первичные головные боли, причиной которых является нарушение работы мозга и противоболевой системы.

Так может ли голова болеть из-за шеи?

Да, но реже чем все думают. Головная боль от шеи называется цервикогенная головная боль (ЦГБ). Головная боль при ГБН и мигрени беспокоит с определенной периодичностью. А при ЦГБ голова болит пока есть проблема в шее.

Есть четкие критерии для цервикогенной головной боли:

• признаки нарушения или поражения шейного отдела позвоночника, которые могут вызывать головную боль (определяют при осмотре, рентгенографии, КТ, МРТ)
  • развитие головной боли совпадают по времени с усилением боли в шее
  • головная боль значительно уменьшается или прекращается параллельно с улучшением состояния шейных структур
  • объем движений в шейном отделе снижен, а головная боль значительно усиливается при провокационных движениях в шее.
  • головная боль исчезает после диагностической блокады шейных структур (мышцы, суставы, нервы)

Сделали МРТ, написали унковертебральный артроз (артроз суставов позвоночника), а голова и шея не болит? Наличие структурных нарушений не гарантирует наличие симптомов. Именно поэтому врачи нашей клиники не ставят диагнозы и не дают рекомендации только по МРТ/КТ/рентгену. Важен осмотр врача, внимательный сбор жалоб и анамнеза.

Цервикогенная головная боль встречается в разном возрасте. У молодых это в основном из-за мышц шеи, без структурных нарушений: “Миофасциальный болевой синдром”. Решается массажем, ударно-волновой терапией, далее физическая реабилитация.

В старшем возрасте при ЦГБ чаще имеется сочетание миофасциальных болей с структурными изменениями в виде: спондилоартроза, грыжи диска (дискогенная боль), нестабильности, листеза (смещение), изменения по типу MODIC. В данном случае лечение зависит от тяжести ситуации: от аппаратной физиотерапии до уколов и блокад. Методом профилактики являются упражнения (физическая реабилитация), которая помогает закрепить результат лечения.

Мы на экспертном уровне занимаемся лечением головных болей.

Донков Владислав Андреевич