Нестабильность позвоночника

Тема нестабильности поясничного и шейного отдела позвоночника сложная, в ней много мифов и неточностей. Разобраться в них помогут наши врачи неврологи.

Существует два близких по значению термина.

• Гипермобильность — это избыточный (больше чем в среднестатистической норме) объем движения.
  • Нестабильность — это клинический феномен, который сопровождается болью во время гипермобильного движения.

Чаще всего реальная клиническая нестабильность встречается в пояснице, а рентгенологи описывают чаще шейный отдел. Для того, чтобы говорить о нестабильность нужно определиться, что такое стабильность.

Стабильность позвоночника

Изначально позвонки имеют такое сочленение, что сами по себе представляют устойчивую конструкцию. Они как крючками цепляются друг за друга фасеточными суставами. А учитывая наличие пассивной стабилизации в виде связок, дисков, сухожилий, фасций все это становится еще более стабильным.

Мышцы. В норме мы имеем в 2 раза бо́льшую площадь мышц, чем площадь позвонка. Это огромные низкопороговые мышцы, которые во время напряжения создают условия для стабилизации не только своей силой и напряжением, но и гидростатическим давлением внутри самой мышцы. Представьте мягкий надувной матрас. Если вы лежите и давите с одной стороны на него (мышца напряжена), то с другой стороны формируется очень плотная структура, на которую можно опереться. Мышцы работают также.Частично косвенные признаки или при запущенных случаях можно видеть изменения на МРТ.

А вот теперь самое важное. Это координированная и правильная работа всех этих структур. Называется это термином, который мне очень нравится — МОТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ. Наш мозг управляет телом в целом, а не конкретными мышцами\суставами посредством формирования динамических стереотипов — привычных движений. От того, корректные стереотипы или нет зависит стабильность и устойчивость конструкции.

Получается, что в норме никаких реальных смещений позвонков быть не может. Более того, когда мы говорим об АНАТОМИЧЕСКОЙ (ортопедической) нестабильность мы должны ее ПОДТВЕРДИТЬ на рентгене, при этом степень смещения должна быть выраженной — более 3мм.

А если не может быть в норме, то может быть при патологии? Верно. При некоторых состояниях может формироваться истинная нестабильность. Например, при листезах на фоне дегенерации грыжи, серьезных травмах или при спондилолизе (повреждении дужек).

Вот случай истинной нестабильности при сондилолизе.

Симптомы нестабильности позвоночника

• Боль в пояснице, которая усиливается при движениях: сгибание, разгибание, скручивание. Боль является ОСНОВНЫМ СИМПТОМОМ.
    • Иногда может иметься клиника радикулопатии , т.е. поражение нервного корешка идущего в ногу или руку. Это может сопровождаться кроме боли мурашками или онемением.
    • Часто пациенты связывают жалобы на головокружение, апатию, тревогу, панические атаки и проч. с нестабильностью шейного отдела позвоночника. Современные исследования на эту тему опровергают такую связь. Чаще всего это другие заболевания, а нестабильность является случайной находкой.

А что с теми пациентами, у кого по рентгену с функциональными пробами все хорошо, но клиника нестабильности присутствует? Это, пожалуй, самые сложные и интересные случаи. У таких пациентов почти всегда существует ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ нестабильность, т.е. ситуация с нарушенным моторным контролем всей большой поясницы. Иными словами человек плохо пользуется телом.

Лечение нестабильности поясничного и шейного отдела позвоночника.

Лечение зависит от причины нестабильности и может включать:

• Физическую реабилитацию с разработкой индивидуального плана и упражнений под проблему конкретного пациента. Есть патологии где могут подходить универсальные упражнения — нестабильно не является такой и требует индивидуального подхода.
    • Локальная инъекционная терапия: от блокады под УЗИ навигацией с гормонами, до инъекций аутоплазмы и коллагена.
    • Может применяться современная физиотерапия в виде магнитной стимуляции для снятия боли и укрепления мышц.
    • При наличии проблем с мышцами применяется ударно-волновая терапия
    • Обязательно корректируется сопутствующие проблемы в виде тревоги\депрессии.

Лечить таких пациентов сложно, многое зависит от причин нестабильности, иногда для лечения требуется операция. Для лечения без операции нужна команда из врача невролога и реабилитолога, а иногда даже психотерапевта. Только благодаря двусторонней работе пациента и команды специалистов можно добиться успеха. Именно так мы и работаем у нас в клинике.

Донков Владислав Андреевич