Цервикогенная головная боль или когда действительно голова болит от шеи?

Очень часто пациенты говорят, что голова у них болит из-за «проблемной шеи». Действительно, миофасциальные триггеры и проблемы с мышцами могут провоцировать и усиливать течение первичных головных болей, таких как мигрень или головная боль напряжения. Но при этом нужно понимать – они не являются причиной данных головных болей. Однако, «истинная шейная» головная боль все же существует и называется цервикогенная головная боль (ЦГБ).

Она возникает из-за органической патологии структур шейного отдела и чаще всего -межпозвонковых суставов.

Почему так?

Так как структуры верхнешейного отдела позвоночника залегают рядом с другими ядрами черепных нервов (тройничного в первую очередь), то зоны боли при передачи импульсов с одного ядра на другое могут совпадать и «кажется что болит голова».

Чаще страдают люди среднего и старшего возраста, чаще женщины. В анамнезе может быть либо травма шейного отдела, либо значимая профессиональная перегрузка. Зона отраженной боли от суставов позвоночника

Как болит или симптомы цервикогенной головной боли?

• ЦГБ не имеет типичной клинической картины, как мигрень или боль напряжения, что затрудняет диагностику и их можно спутать.
  • Чаще всего это односторонняя головная боль, с локализацией в затылке, темени, виске, от умеренной до сильной интенсивности. Может носить приступообразный характер, но может быть постоянной.
  • Головная боль провоцируется движениями шеи, неудобным положением шеи, давлением пальцев на области выхода подзатылочного нерва (спинномозгового корешка С1), спинномозговых корешков С2, С3 и С4 или на область выхода большого затылочного нерва, проба Вальсальвы, кашель или насморк могут также провоцировать боль;
  • Ограничение объема активных и пассивных движений в шее, «скованность» шеи;

Диагностика цервикогенной головной боли:

В первую очередь диагностика клиническая: осмотр, нейроортопедические тесты, жалобы и анамнез. Принципиальным моментом здесь является настороженность и компетентность врача, потому что списывать все на “остеоходнроз” и “проблемы от шеи” совсем не тоже самое что постановка диагноза цервикогенной головной боли.

МРТ, КТ и Рентген важны для исключения другой патологии и ВОЗМОЖНОГО подтверждения ЦГБ, если данные осмотра и данные снимков совпадают.

Золотой стандарт диагностики – проведение лечебно-диагностической блокады под навигацией в предполагаемый источник боли. Мы выполняем блокаду под УЗИ-контролем согласно самым последним рекомендациям международной классификации головных болей. Если боль после блокады проходит – значит это была ЦГБ.

Лечение цервикогенной головной боли в Санкт-Петербурге

При данной головной боли, как мы уже писали выше, могут с хорошим эффектом применяться подконтрольные блокады.

При данном виде головной боли реально эффективна и доказана мануальная терапия. Многие исследования показывают эффективность данного метода лечения, потому что специалист может руками улучшить подвижность суставов и шеи в целом, что значимо уменьшает выраженность и частоту головных болей.

По нашему опыту хорошо работает и ударно-волновая терапия, особенно фокусированная в источник боли

Противоболевые антидепрессанты, особенно при длительном течении будут эффективны. Естественно, целевые и индивидуально подобранные упражнения позволят быстрее избавить от боли и закрепить результат. При положительном эффекте от блокады, но отсутствии длительного эффекта от всего другого может рассматривать радиочастотная абляция больной структуры.

Врачи Смарт Клиник накопили большой опыт в лечении цервикогенной головной боли. Более того, в нашей клиники собраны абсолютно все описанные методы лечения и врачи прекрасно понимают как лучше всего комбинировать их, чтобы добиться быстрого и продолжительного эффекта для наших пациентов.

Болит голова от шеи? Разбор лечения и упражнений. Цервикогенная головная боль.