Умный подход к лечению
- головы
- спины
- суставов
- головы
ПН - ПТ 9-21 | СБ - ВС 10 - 18
Набережная Обводного канала 108А
Головная боль - одна из наиболее частых жалоб, с которыми пациент обращается к врачу.
Врач, основная специализация которого, это диагностика, лечения и профилактика различных типов головной боли – это врач цефалголог.
Его основная задача – это выявление первичных головных болей (состояние, которое само по себе является заболеванием), а так же патологических состояний, которые могу являться причиной вторичны, более серьёзных, головных болей, назначение адекватного, соответствующего конкретному виду головной боли ,лечения ,а так же профилактики приступов головной боли.
Так же, очень часто врачи цефалгологи специализируются на такой проблеме, как орофациальная боль, или же – боль в лице.
1.Головная боль напряжения.
2.Мигрень.
3.Любая хроническая головная боль.
4.Любая внезапно возникшая /новая головная боль.
5.Головная боль с сопровождающими неврологическими нарушениями (шум в ушах, головокружение, онемение конечностей и тд.).
6.Боль в лице и в области глаза.
7.Бруксизм.
8.Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава
1.изменение частоты и характеристики головной или лицевой боли, которая наблюдалась ранее;
2.острые состояния, которые только появились;
3.длительная головная или лицевая боль;
4.диагностически неясные проявления;
5.появились сомнения, что диагноз был установлен правильно;
6.назначенное лечение не дает устойчивого эффекта;
7.боли значительно усиливаются.
И др.
1. В самом начале приёма врач детально собирает анамнез и делает акцент на жалобах и характеристиках головной боли, которые Вас беспокоят, чтобы предположить вероятный характер головной боли у каждого конкретного пациента.
2. Затем проводит детальный осмотр, который включает в себя различные варианты неврологических, ортопедических, специальных провокационных тестов, которые помогают установить либо источник вторичной головной боли, либо при отсутствии сопутствующих нарушений установить первичный вид головной боли.
3. После этого врач ознакамливается со всеми заключениями, выписками, назначениями других врачей.
4. Большое внимание на приёме уделяется тщательному анализу Ваших МРТ, КТ и рентгеновских снимков, чтобы подтвердить предположение об основном источнике болевой симптоматики, а так же анализу дневника головной боли если Вы ведёте таковой.
5. Так же, дополнительно может применяться тестирование по различным психологическим опросникам и шкалам на предмет выявления сопутствующих эмоциональных нарушений, усиливающих головную боль и приводящих к её хронизации.
6. После этого в случае необходимости назначаются дополнительные методы дообследования: МРТ,КТ,РГ, анализы крови, консультации смежных специалистов, и др.
7. На основании всего вышеупомянутого доктор делает заключение о дальнейшей тактике лечения, которая обычно состоит из следующих основных моментов:
1.Наша команда – это молодые врачи-единомышленники, которые «горят» любимым делом и направлением своей специализации.
2. Между нашими специалистами выстроены отлаженные принципы взаимодействия между собой и тактика совместного ведения пациента «от и до».
3.Врачи нашей клиники постоянно улучшают свои знания и повышают квалификацию на различных постдипломных семинарах, конференциях ,внутрикомандных обучениях и стажировках.
4.В своей практике каждый доктор придерживается принципов адекватной доказательной медицины, применяя в работе с пациентами только современные и эффективные знания.
5.Благодаря узкой специализации, каждый врач является профессионалом, который не назначает ненужных обследований, анализов, и что самое главное – бесполезного лечения.
6.Главными принципами наших докторов являются честность и открытость по отношению к пациенту, реальное желание помочь и довести пациента до желаемого результата, отсутсвие необоснованного запугивания пациента страшными несуществующими и клинически не значимыми диагнозами.
7.В сложных случаях специалисты нашей клиники всегда советуются с более опытными коллегами, пытаясь найти наиболее верный путь решения проблемы каждого пациента.
Подготовка к приёму врача цефалголога
1.Проанализируйте свои жалобы и запишите их либо в «заметки» в телефоне или на листочке, особенно если ваша главная жалоба –головная боль или боль в лице.
(Пример структурирования жалоб представлен ниже)
Так же, не забудьте написать имеющиеся вопросы, касающиеся Вашего состояния
Важно понимать, что в БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ГОЛОВНОЙ БОЛИ ДИАГНОЗ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ ОДНОГО ЛИШЬ ОПИСАНИЯ ПАЦИЕНТОМ СВОИХ БОЛЕЙ и не требует дополнительных исследований. Для того, чтобы понять врачу, с чем связана Ваша головная боль, описывайте ее по схеме:
1. Локализация головной боли. Где болит? В затылочной области, в висках, в области темени (вверху головы), в лобной области и т.п. Также может болеть вся голова, т.н. диффузная боль.
2. Сторонность боли. С какой стороны болит? Двусторонняя боль или односторонняя, болит всегда с одной и той же стороны (справа или слева), или раз от раза сторона меняется, есть у боли "любимая сторона", с которой болит чаще, или нет.
3. Характер боли. Как болит? Боль может быть пульсирующая или монотонная, тупая или острая, давящая, сжимающая, ноющая, колющая и т.д., эпитетов к ней можно подобрать много. Надо стараться, чтобы это слово было понятным для врача и не слишком "художественным".
4. Интенсивность боли. Как сильно болит? Эта характеристика отличается от характера боли. Её можно выразить количественно, используя визуальную аналоговую или ранговую шкалу. При общении с врачом или при описании болей в интернете можно или оценить боль по 10-бальной шкале (где 0 - отсутствие боли, а 10 - это самая сильная боль, которую может выдержать человек) или, в крайнем случае, использовать характеристики "незначительная-слабая-умеренная-сильная-очень сильная".
5. Дополнительные симптомы, сопровождающие или предваряющие головную боль. Что ещё есть во время приступа, кроме самой боли? Может ли пациент предсказать возникновение головной боли? Приступу головной боли может предшествовать симптоматика, например, ощущение мелькания молний, вспышки, мушки в глазах, онемение рук, лица, головокружение. Также некоторые дополнительные симптомы могут наблюдаться и во время боли. Чаще всего это головокружение, тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь. Часто, пациент не может сформулировать симптомы, возникающие перед головной болью, тогда он информирует врача о том, что может предсказать развитие головной боли. Если какие-то жалобы пациента беспокоят вне болей, об этом тоже стоит сказать врачу.
6. Частота головной боли. Как часто болит? Боль почти постоянная или приступообразная? Сколько дней в неделю или в месяц боль есть, а сколько - нет? Больше дней, когда голова болит, или всё же больше дней без боли за последние месяцы? Если приступообразная - сколько длится каждый приступ (секунды, минуты, несколько часов, суток; неплохо указать минимальную и максимальную продолжительность)?
7. Факторы, провоцирующие и усиливающие головную боль. Что вызывает или усиливает боль? Например, приступы головной боли напряжения могут вызываться усилением нагрузки на работе или учёбе или психоэмоцинальными нагрузками ("понервничал - заболело"). А приступ мигрени может начаться после употребления сыра. Боль может возникать ближе к вечеру или утром, днём или ночью. Некоторые виды головной боли провоцируются физической нагрузкой. У женщин важно уточнять, нет ли связи болей с фазами менструального цикла. Во время боли также часто можно выделить факторы, которые усугубляют её интенсивность. Например, физическая нагрузка обычно усиливает уже начавшийся приступ мигрени.
8. Немедикаментозные факторы, уменьшающие боль. Что её может снять или облегчить, кроме медикаментов? Головная боль напряжения обычно уменьшается или снимается совсем при пассивном отдыхе или сне. Часто бывает полезен самомассаж релаксирующего характера, тёплая ванна.
9. Препараты, облегчающие головную боль. Что принимаете при боли? Тут надо указать, какие препараты принимаются непосредственно при болях, в каких дозах, как часто и с какой эффективностью. Врачу важно знать не только, какие препараты помогают, но и то, какие оказались неэффективными.
Кроме того, для своевременной диагностики боли, связанной с избыточным приёмом анальгетиков, надо хорошо представлять, сколько дней в месяце пациент принимает препарат и сколько таблеток или миллиграммов он при этом принимает.
10. История головной боли (анамнез). Когда впервые в жизни появилась боль? Какой она была тогда? Не изменилась ли она за прошедшее время, если да, то как? Какие исследования делались? Какое лечение проводилось (какими препаратами, дозы, продолжительность), насколько оно было эффективно? Как боль ведёт себя последнее время? У женщин надо уточнять, не изменялась ли боль во время полового созревания, беременности, после родов, во время менопаузы. Следует знать, что у одного пациента может одновременно иметься несколько видов головной боли. В этом случае их надо проанализировать, используя приведённую схему, по отдельности. Естественно, врачу также понадобится информация о перенесённых ранее и имеющихся на данный момент заболеваниях, о том, какие пациент принимает препараты (причём не важно, кто их назначил и какую болезнь ими лечит пациент), результаты проведённых исследований.
11. Обязательно возьмите с собой на приём все значимые имеющиеся у Вас на руках заключения других специалистов, результаты анализов, и конечно же снимки КТ, МРТ, РГ, которые записаны на диск или USB-носитель.
12. Наденьте удобную одежду. Учтите, что при проведении осмотра Врач может попросить Вас раздеться, а так же на приеме могут быть применены в качестве пробного лечения – мануальные техники, или показаны терапевтические упражнения.
13. Пожалуйста, не опаздывайте на приём. Так как опоздание даже на 10 минут может привести к тому, что врач что-то не успеет сделать во время приёма, а так же это доставит неудобство другим пациентам, если доктору понадобится задержать приём. Приходите немного заранее.