ПН - ПТ 9-21 | СБ - ВС 10 - 18

+7 (981) 802-55-06 +7(812)-679-2388
Будьте на связи
Санкт-Петербург, Набережная Обводного канала 108А, помещение 28-Н

Глубокая стимуляция мозга при болезни Паркинсона

Глубокая стимуляция мозга или DBS - это хирургический метод лечения некоторых заболеваний, сопровождающихся расстройством движений. В ее основе высокочастотная стимуляция глубинных структур головного мозга посредством имплантированных электродов.

Глубокая стимуляция головного мозга применяется уже более 40 лет во всем мире и считается высокоэффективным методом лечения развернутых и поздних стадий болезни Паркинсона.

Метод также так же успешно применяется в лечении генерализованной и сегментарной форм дистонии, эссенциальном треморе при неэффективности консервативных методах терапии, в т.ч. ботулинотерапии.

Когда стоит задуматься об операции?

К сожалению, болезнь Паркинсона является хроническим заболеванием, которое со временем прогрессирует. Чтобы поддерживать двигательную активность пациента с течением времени приходиться увеличивать количество принимаемых препаратов. Возникают осложнения лекарственной терапии в виде моторных флуктуаций (неравномерный эффект действия разовой дозы препарата леводопы) и лекарственных дискинезий (неконтролируемые хаотичные движения), которые, как правило, плохо поддаются коррекции. В таком случае выходом является применение хирургического лечения – глубокой стимуляции мозга.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАНИЯ К ОПЕРАЦИИ:

- наличие инвалидизирующего тремора, резистентного к медикаментозному лечению;
- наличие инвалидизирующих лекарственных дискинезий, не поддающихся медикаментозной коррекции;
- наличие инвалидизирующих моторных флуктуаций, не поддающихся медикаментозной коррекции;

КРИТЕРИИ ОТБОРА НА ОПЕРАЦИЮ:

1. Истинная болезнь Паркинсона при длительности заболевания не менее 5 лет
2. Развернутая и поздняя стадия (3 ст. и выше по Хен-Яру)
3. Снижение качества жизни вследствие гипокинетических флуктуаций и/или медикаментозных дискинезийпри невозможности адекватного медикаментозного контроля
4. Возраст до 70 лет (относительное ограничение, возможно и в более позднем взрасте)
5. Высокая эффективность терапии леводопой (снижение тяжести двигательных нарушений на фоне приема тестовой дозы леводопы не менее чем на 50% по III части шкалы UPDRS)
6. Двигательная активность на фоне действия леводопы (ON-состояние) по шкале Schwab and England 70% и выше

Чего ожидать от операции?

При соблюдении критериев отбора пациентов и технически правильной выполненной операции все пациенты испытывают облегчение симптомов заболевания сразу после операции (даже до включения нейростимулятора).

ОСНОВНЫЕ ЭФФЕКТЫ DBS:

- уменьшение количества применяемых препаратов;
- снижение выраженности ригидности, тремора, гипокинезии;
- устранение тяжелых эпизодов «включения», «выключения»;
- уменьшение застываний в выключенном состоянии;
- уменьшение выраженности лекарственных дискинезий.

Недавно опубликованы исследования, в которых сообщается положительное влияние операции на настроение и поведение пациентов после операции.

Около 30-40% пациентов испытывают завышенные ожидания относительного возможностей оперативного лечения. К сожалению, операция не вылечивает заболевание, которое со временем прогрессирует. Но способна значимо улучшить качество жизни, в первую очередь двигательную функцию.
DBS никак не влияет на нарушение речи, памяти, поддержании равновесия и некоторые другие симптомы.

Операция является дорогостоящей и достаточно сложной в техническом выполнении. В России глубокая стимуляция мозга при болезни Паркинсона выполняется в ведущих нейрохирургических центрах страны (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Тюмень) высококвалифицированными нейрохирургами.
Имплантируются системы стимуляции Американского производства, которые используются в Израиле, США и странах Европы. Гражданам Российской Федерации операции доступны по квотам высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) и на платной основе.

На базе нашей Smart Clinic проводится отбор пациентов на глубокую стимуляцию мозга (DBS) в соответствии с международными критериями, осуществляется вся необходимая предоперационная подготовка и оформление документов. После выполнения операции пациенты наблюдаются в нашей клиники, где им проводится подбор параметров стимуляции и коррекция лекарственной терапии.

Статья подготовлена врачом неврологом-паркинсонологом Смирновым П.В.

Записаться на Глубокая стимуляция мозга при болезни Паркинсона