УЗИ периферических нервов нижних и верхних конечностей

Процедура УЗИ периферических нервов – вид диагностики, появившийся сравнительно недавно. С помощью УЗИ можно выявить повреждения нервов, такие как: защемление, сдавление, частичный или полный разрыв, киста или опухоль нерва, и найти место повреждения. Эта информация может помочь для дальнейшего планирования тактики лечения – стоит ли лечить нерв с помощью лекарств, упражнений и физиотерапии, или же надо применять методы хирургии.

Какие нервы можно исследовать

Наша нервная система устроена очень просто и в то же время довольно сложно. Она состоит из огранов периферических (нервы и сплетения, нервные корешки и узлы) и центральных (головной мозг, состоящий из полушарий, мозжечка и ствола, и спинной мозг), и напоминает корни дерева, которые ветвятся и распространяются по всему телу. Головной и спинной мозг и корешки нервов окружены защитой – костями черепа и позвоночником, и потому не доступны при УЗИ периферических нервов верхних и нижних конечностей, для их исследования лучше подойдет магнитно-резонансная томография (МРТ). Нервные узлы и нервы в туловище залегают глубоко в грудной и брюшной полостях, в окружении других органов. А вот периферические нервы и сплетения рук и ног – другое дело, их окружают мягкие ткани вроде мышц, кожи и жировой клетчатки, поэтому увидеть на УЗИ их можно. Достаточно крупные нервы до их разделения на самые мелкие веточки и являются основной целью при исследовании с помощью ультразвука.

Картинка 1. Такие мелкие веточки на самой поверхности тела с помощью УЗИ не найти

На руке можно увидеть три основных нерва – лучевой, локтевой и срединный, а также мышечно-кожный нерв, которые делят между собой зоны ответственности в виде полос вдоль руки от подмышки до пальцев и на своей полосе каждый из нервов отвечает за чувствительность на коже и за силу у группы мышц. Эти нервы с помощью УЗИ нервов верхних конечностей можно найти достаточно просто и проследить от самого их начала в подмышечной области и до разделения на мелкие конечные веточки на кисти.

Картинка 2: Как выглядит на УЗИ срединный нерв верхних конечностей в запястном канале при туннельном синдроме: нерв утолщен, выглядит более «темным» из-за снижения характерной волокнистости в месте сдавления

Выше подмышечной области нервы руки образуют плечевое сплетение, спрятанное в переходе от плеча к шее под ключицей и мышцами. Здесь нервы руки как бы «путаются» между собой, образуя стволы и пучки, которые тоже можно увидеть с помощью ультразвука, но из-за ключицы рассмотреть как следует это переплетение с УЗИ нерва руки довольно непросто.

От плечевого сплетения, помимо уже упомянутых нервов руки, отходит еще несколько нервов поменьше, которые окружают плечевой сустав – так называемые претерминальные ветви плечевого сплетения: надлопаточный нерв и дорзальный нерв лопатки, длинный грудной нерв, подключичный и подмышечный нервы. Эти нервы меньше по толщине, чем нервы руки, поэтому их найти на УЗИ сложнее.

Плечевое сплетение выше руки и плеча снова «распутывается» в корешки шейных спинномозговых нервов (точнее, нескольких шейных и одного грудного), которые с помощью УЗИ видны до самого входа в позвоночник.

Основные нервы на ноге, которые можно увидеть с помощью УЗИ нервных окончаний нижних конечностей – это седалищный и бедренный нервы, а также латеральный кожный нерв на бедре, икроножный, малоберцовый и большеберцовый – на голени. Их можно найти и проследить от выхода из тазовой области до стопы, где они делятся на совсем мелкие концевые веточки. Кроме того, при УЗИ  могут быть обнаружены так называемые межпальцевые нервы стопы, но подробнее о них мы расскажем в статье о невроме Мортона. Сплетение эти нервы тоже образуют – пояснично-крестцовое, однако оно расположено глубоко в области таза и на УЗИ его не увидеть.

Картинка 3. Как выглядит седалищный нерв на УЗИ в области ягодицы: его видно под большой ягодичной мышцей на глубине 4-5 см.

Какую информацию получит пациент после осмотра

Обычно УЗИ нервов назначается врачом – неврологом, хирургом, травматологом – при подозрении на повреждение нерва или нескольких нервов на руке или ноге. За время исследования врач подробно исследует конечность ультразвуковым датчиком и изучает нервы с нескольких позиций: вид и размеры нерва на нескольких уровнях конечности вдоль и поперек, как он ведет себя при сгибании и разгибании конечности, при работе мышцами вокруг нервов, при надавливании. Таким образом можно ответить на большинство вопросов о состоянии нерва:

• цел ли нерв на всем своем протяжении или же где-то наблюдается его разрыв?
  • не сдавлен ли нерв в так называемых «каналах» — узких местах между костными выступами, мышцами и связками на конечности?
  • не мешает ли ходу нерва что-либо еще – например, деформации костей (в результате дегенеративных изменений или же травм), отек тканей, объемное образование вроде опухоли или кисты?
  • правильная ли у нерва структура?

Какие заболевания выявляет УЗИ

УЗИ периферических нервов позволяет выявить признаки заболеваний:

• туннельные синдромы – синдром запястного канала, синдром кубитального канала и некоторые другие
  • поражение нерва при опухоли нерва (невроме) или при опухолях окружающих нерв тканей
  • нарушение целостности нерва, например разрыв вследствие травмы, а также повторный разрыв после сшивания ранее поврежденного нерва
  • ущемление нерва костными отломками при переломах
  • нейропатии периферических нервов (срединного, локтевого, лучевого, седалищного, бедренного, малоберцового, большеберцового, а также латерального кожного нерва бедра)

Что касается нейропатий, эта группа заболеваний может долго беспокоить пациента, не сопровождаясь изменением нерва, которое видно при УЗИ. При нейропатии, например, локтевого нерва на руке, симптомы в виде онемения, стреляющей боли в начале заболевания являются преходящими, то есть беспокоят время от времени. Причина тому – некий раздражающий фактор, например, гипермобильность нерва в области локтевого сустава, из-за чего при сгибании руки нерв как бы «прижимается» к костям в суставе, что и вызывает боль и другие симптомы.

При разгибании, соответственно, симптомы проходят, а нерв больше не прижат, и такие короткие эпизоды повреждений могут долго не отражаться формированием характерного утолщения и изменения структуры нерва, которые мы видим с помощью УЗИ. В отношении нейропатий и туннельных синдромов УЗИ нервов – не основной метод диагностики. Эти заболевания должны быть определены специалистом (чаще всего, неврологом) после осмотра на приеме и подтверждены с помощью метода точной оценки функции нерва – электронейромиографии. УЗИ же в таких случаях помогает убедиться в правильно поставленном диагнозе, оценить выраженность страдания нерва, определить причинный фактор повреждения нерва и сформировать мнение о предпочтительной тактике лечения (основной вопрос, на который отвечает УЗИ нервов: хирургия или консервативные методы).

В нашей клинике вы можете сделать УЗИ нервов верхних конечностей у опытных специалистов.

Как проходит УЗИ

Перед тем, как сделать УЗИ периферических нервов врачу необходимо узнать, какие жалобы беспокоят пациента и как давно, какой был установлен диагноз (какой нерв предположительно поврежден и каким образом), какой специалист направил на УЗИ нерва (чтобы понимать цель исследования), были ли проведены другие обследования по данной проблеме и что они показывали, проводились ли операции в области хода интересующего нерва.

Далее проводится непосредственно само УЗИ, при котором врач может просить вас сгибать и разгибать конечность, напрягать те или иные мышцы, применять умеренное надавливание датчиком на исследуемую часть тела. При исследовании УЗИ нервов верхней конечности область исследования включает обе руки от области подмышечной впадины до кисти и чаще всего проводится в положении сидя, при УЗИ нервов нижней конечности – обе ноги от ягодичной области сзади и от паховой складки спереди и до стопы, чаще это выполняется в положении лежа. Даже если беспокоит один нерв на одной конечности, осмотреть нужно этот нерв обязательно с двух сторон, чтобы сравнить вид нервов на здоровой и пораженной конечностях.

После проведения УЗИ врачу остается сформировать заключение с подробным описанием увиденных при УЗИ изменений и рекомендациями по дальнейшим консультациям специалистов или обследованиям.

Запись на УЗИ

В нашей клинике установлен аппарат экспертного уровня. Это обеспечивает высокое качество исследований. Мы специализируемся на лечении суставов, позвоночника и головных болей. После УЗИ вы можете сразу посетить ортопеда-травматолога, невролога или ревматолога, что экономит время и способствует быстрому диагнозу. Записаться на УЗИ  нервов нижних конечностей в Санкт-Петербурге в Smart Clinic можно по телефону или через онлайн-форму на нашем сайте. Мы предлагаем удобное время для посещения и гарантируем высокий уровень обслуживания.

Все цены на УЗИ нервов нижних конечностей указаны на нашем сайте, чтобы вы могли заранее ознакомиться с их стоимостью и спланировать свой визит. Также вы можете узнать стоимость процедуры по телефону, обратившись к нашим администраторам, которые с радостью ответят на все ваши вопросы.